Применение литий-железо-фосфатных аккумуляторных батарей в составе систем оперативного постоянного тока на распределительных подстанциях и электростанциях

Е.А. Чудинов – профессор, д.т.н., А.Н. Ворошилов – инженер, С.В. Кучак – инженер

Введение

Призматические литий-ионные аккумуляторы большой энергоёмкости, использующие в качестве катодного материала фосфат литий-железа (далее – ЛИА), были разработаны для применения их в составе систем накопления энергии и на электротранспорте. Данные применения обусловлены высоким значением плотности запасаемой энергии и большим допустимым количество циклов заряда/разряда у этих аккумуляторов. Как показал анализ и подтвердил опыт первых реализованных проектов, аккумуляторные батареи на основе литий-железо-фосфатных аккумуляторов (далее – ЛИАБ) также целесообразно использовать в источниках бесперебойного питания (в том числе on-line ИБП) и в системах оперативного постоянного тока (далее – СОПТ). Особенно эффективно применение ЛИАБ либо в системах, рассчитанных на малое время резервирования (полчаса и менее), либо при наличии импульсных нагрузок (электромагнитные приводы баковых масляных выключателей, пусковые токи аварийных маслонасосов). В этих системах номинал используемых литий-ионных аккумуляторов может быть снижен в 2 – 4 раза по сравнению со свинцово-кислотными или никель-кадмиевыми аккумуляторами, а экономия средств может достигать несколько миллионов рублей на одну батарею. Ниже приводится описание свойств литий-железо-фосфатных аккумуляторных батарей и особенностей их работы в режиме поддерживающего заряда, а также проводится анализ эффективности их применения.

Загрузки

ЛИА в СОПТ.pdf
Размер: 526.16 КБ